Прокуратура Вытегорского района информирует
от 19 декабря 2022 года
- Прокуратурой района на системной основе осуществлен надзор за законностью принимаемых муниципальных нормативных правовых актов в сфере прав и законных интересов несовершеннолетних во всех сферах жизни общества.
За истекший период 2022 года выявлено 18 незаконных правовых актов.
Так, прокуратурой района принесено 6 протестов на Положения о комиссиях по урегулированию споров между участниками образовательных отношений.
Установлено, что в нарушение данных требований закона Положения не предусматривают в составе комиссии равное число представителей совершеннолетних обучающихся, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся, работников организации, осуществляющей образовательную деятельность, не предусматривает, что решение комиссии подлежит исполнению в сроки, предусмотренные указанным решением.
В положениях в нарушение статьи 4 Федерального закона от 02.05.2006 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» и статьи 45 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» установлено, что обращение в комиссию по урегулированию споров между участниками образовательных отношений подается в письменной форме. Между тем, обращение может быть подано как в письменной, так и в устной и электронной форме.
Кроме того, принесен протест на Приказ директора одной из школ, которым утверждено Положение об организации питания обучающихся.
В нарушение требований закона в Положении (п.п. 3.3) не содержит нормы об обеспечении бесплатным горячим питанием не менее одного раза в день обучающихся по образовательным программам начального общего образования, обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, по адаптированным основным общеобразовательным программам индивидуально на дому, а также о возможности выбора обучающихся (их законных представителей) сухого пайка или денежной компенсации за питание; в п. 5.2 Положения предусмотрено согласование примерного меню в том числе с территориальным органом Роспотребнадзора, что с 01.01.2021 не требуется. Согласно части 3 ст. 4 Закона Вологодской области от 17.07.2013 № 3140-ОЗ «О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан в целях реализации права на образование» обучающиеся в государственных общеобразовательных организациях области и муниципальных общеобразовательных организациях, обучающиеся по образовательным программам основного общего и среднего общего образования по очной форме обучения из числа детей из малоимущих семей, многодетных семей, детей, состоящих на учете в противотуберкулезном диспансере, обеспечиваются за счет средств областного бюджета питанием, размер стоимости которого не может составлять менее 63 рублей в учебный день на одного обучающегося.
- Прокуратурой района систематически проводятся проверки исполнения законодательства об охране жизни и здоровья несовершеннолетних.
Так, прокуратурой района с привлечением специалиста территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Вологодской области в Кирилловском, Белозерском, Вашкинском, Вытегорском районах проведена проверка организации питания учащихся МБОУ «Белоручейская средняя общеобразовательная школа», по результатам которой выявлены нарушения закона.
Установлено, что организатором питания не выполняется норматив по минимальному количеству работников пищеблока, в примерном 10-дневном меню используются колбасные изделия, не осуществляется бракераж готовой продукции пищеблока и т.д.
Прокуратурой района в адрес организаций внесено представления об устранении нарушений закона, которые рассмотрено. Организацией нарушения устранены.
Кроме того, в отношении юридического лица прокуратурой района возбуждено дела об административном правонарушении по ст. 6.6 КоАП РФ, юридическое лицо привечено к административной ответственности.
- Так, прокуратурой района проведена проверка по факту причинения вреда здоровью несовершеннолетнему в руках которого произошел взрыв неустановленного взрывного устройства, в заброшенном здании, расположенном в с. Мегра Вытегорского района.
Установлено, что несовершеннолетние в дневное время гуляли в с. Мегра и зашли в заброшенное здание, расположенное по вышеуказанному адресу. В данном здании в месте скопления бытового мусора они нашли запал от учебной ручной гранаты (без корпуса гранаты), после чего выдернув из него кольцо произошел взрыв.
В дальнейшем в ходе проверки было установлено, что данное здание продано физическому лицу, в том числе на момент обнаружения в нем запала.
В связи с тем, что администрацией сельского поселения Оштинское ненадлежащим образом осуществляется контроль в части соблюдения требований муниципальных правовых актов, в том числе правил благоустройства сельского поселения Оштинское, к внешнему виду фасадов зданий и ограждающих конструкций прокуратурой района в адрес администрации сельского поселения внесено представление об устранении нарушений закона, которое рассмотрено, доступ в здание ограничен. Должностные лица привлечены к дисциплинарной ответственности.
- Прокуратурой района совместно с ТО Росздравнадзора по Вологодской области проведена проверка исполнения БУЗ ВО «Вытегорская центральная районная больница» законодательства, регулирующего организацию предоставления медицинской помощи несовершеннолетним, по результатам которой выявлены многочисленные нарушения закона в проведении профилактических медицинских осмотров несовершеннолетних, в нарушение пункта 2 части 1 статьи 79 Федерального закона от 21.11.2011 №323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», подпункта «к» пункта 2.2 Раздела II Приложения к приказу Министерства здравоохранения Российской Федерации от 10.05.2017 №203н «Об утверждении критериев оценки качества медицинской помощи» в период стационарного лечения пациентов в БУЗ ВО «Вытегорская ЦРБ» не проводится в обязательном порядке осмотр заведующим профильным отделением в течение 48 часов (рабочие дни) с момента поступления пациента в профильное отделение медицинской организации с внесением в стационарную карту соответствующей записи, подписанной заведующим профильным отделением.
В рамках надзорных мероприятий выявлено, что несовереннолетняя, 2016 г.р., в возрасте 2 года, не осмотрена детским стоматологом и психиатром детским, не проведен скрининг на выявление группы риска возникновения или наличия нарушений психического развития, в возрасте 3 года – не осмотрена неврологом, детским хирургом, офтальмологом, оториноларингологом, акушером-гинекологом, не выполнены общие анализы крови и мочи, в возрасте 6 лет – не осмотрена неврологом, детским хирургом, детским стоматологом, травматологом-ортопедом, офтальмологом, оториноларингологом, психиатром детским, акушером-гинекологом, детским эндокринологом, ей не выполнены общие анализы крови и мочи, ультразвуковое исследование органов брюшной полости (комплексное), ультразвуковое исследование почек, эхокардиография, электрокардиография.
Аналогичные нарушения выявлены в отношении других несовершеннолетних разных возрастов.
Обусловленная имеющимися в деятельности БУЗ ВО «Вытегорская ЦРБ» нарушениями ситуация создает объективную невозможность надлежащей реализации прав несовершеннолетних на медицинское обслуживание.
По данным фактам прокуратурой района внесено представление, которое рассмотрено, нарушения устранены.
- Прокуратурой района с привлечением специалиста территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Вологодской области в Кирилловском, Белозерском, Вашкинском, Вытегорском районах проведена проверка организации питания индивидуальным предпринимателем отдыхающих детей в детском лагере, находящимся на территории района.
В ходе проверки выявлены нарушения обязательных требований или требований, установленных муниципальными правовыми актами в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения: Федерального закона от 30.03.1999 г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», СанПиН 2.3/2.4.3590-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организации общественного питания населения»; СанПиН 2.1.3684-21 «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических мероприятий»; Технического регламента Таможенного союза ТР ТС 021/2011 «О безопасности пищевой продукции»; Технического регламента Таможенного союза ТР ТС 022/2011 «Пищевая продукция в части ее маркировки».
Установлено, что прием пищевой продукции: овощи, сухофрукты осуществляется без нанесения маркировки, предусмотренной требованиями технических регламентов ТР ТС 022/2011 «Пищевая продукция в части её маркировки», что не позволяет установить прослеживаемость продукции. Температура хранения суточных проб составляет +13оС, тогда как в соответствии с СанПиНом 2.3/2.4.3590-20 суточные пробы должны хранится при температуре от +2оС до +6оС, что является нарушением ст.11 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», п.8.1.10 СанПиН 2.3/2.4.3590-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организации общественного питания населения».
На пищеблоке осуществляется хранение пищевых отходов в больших объемах, в том числе отходы не удалены из пищеблока на момент проверки, что провоцирует гниение, выплод насекомых, наличие неприятного запаха.
В связи с выявленными нарушениями закона прокуратурой района в адрес индивидуального предпринимателя внесено представление, которое рассмотрено, приняты меры к устранению выявленных нарушений.
- Прокуратурой района в рамках проверки исполнения законодательства о летнем отдыхе детей выявлены нарушения закона в деятельности администрации МО «Город Вытегра».
В рамках национального проекта «Жилье и городская среда» Минстроем России проведен IV Всероссийский конкурс лучших проектов создания комфортной городской среды. В номинации «Малые города с численностью до 20 тысяч человек» победителем стал проект города Вытегра «Развитие общественно – культурной зоны вдоль исторической набережной р. Вытегра, сохранившей элементы Мариинской водной системы с реконструкцией «детского городка».
В дальнейшем по результатам аукциона 16.03.2021 между администрацией МО «Город Вытегра» и ООО «Северо – Западное инженерное предприятие» заключен муниципальный контракт на выполнение работ по реализации объекта благоустройства территории «Развитие общественно – культурной зоны вдоль исторической набережной р. Вытегра, сохранив0шей элементы Мариинской водной системы с реконструкцией «Детского городка». Срок исполнения контракта установлен до 15.12.2021.
В соответствии с техническим заданием, являющимся приложением к муниципальному контракту в детском городке предусмотрен монтаж карусели.
Работы по монтажу карусели приняты 12.11.2021.
В соответствии с Правилами государственной регистрации аттракционов, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 30.12.2019 № 1939, (далее – Правила) под аттракционом понимается оборудование, которое предназначено для развлечения пассажиров во время движения, включая биомеханические воздействия; ввод аттракциона в эксплуатацию – это начало работы аттракциона с пассажирами после прохождения необходимых процедур оценки соответствия требованиям технического регламента Евразийского экономического союза «О безопасности аттракционов».
Пунктом 6 Правил предусмотрено, что эксплуатант обязан зарегистрировать аттракцион в органе гостехнадзора по месту установки аттракциона.
Вместе с тем, в рамках надзорных мероприятий установлено, что до настоящего времени карусель в детском городке не используется, а именно: не поставлена на учет в органы гостехнадзора, не введена в эксплуатацию, что не может способствовать достижению цели национального проекта.
В связи с чем, прокуратурой района в адрес главы администрации МО «Город Вытегра» внесено представление, которое рассмотрено, карусель введена в эксплуатацию.
- Прокуратурой района систематически проверяется соблюдение законодательства о защите детей от информации, наносящей вред их здоровью, репутации, нравственному и духовному развитию в деятельности средств массовой информации, органов и учреждений образования и культуры.
Прокуратурой района в рамках проведенной проверки соблюдения учреждениями культуры законодательства о защите детей от информации, причиняющей вред здоровью их здоровью и развитию, выявлены нарушения закона в деятельности двух учреждений культуры, находящихся на территории района.
В нарушение требований закона в ходе проверки установлено, что учреждения культуры в 2022 году размещали объявления о дискотеках, концертах, иных мероприятиях, в отсутствие знака информационной продукции.
Прокуратурой района в адрес учреждений внесены представления, которые рассмотрены, повторные нарушения не допускаются.
- Прокуратурой района осуществляются выходы в Пункт проведения экзаменов с целью проверки соблюдения порядка проведения единого государственного экзамена.
В соответствии со ст. 54 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» В сфере охраны здоровья несовершеннолетние имеют право на прохождение медицинских осмотров, в том числе профилактических медицинских осмотров, в связи с занятиями физической культурой и спортом, прохождение диспансеризации, диспансерного наблюдения, медицинской реабилитации, оказание медицинской помощи, в том числе в период обучения и воспитания в образовательных организациях, в порядке, установленном уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, и на условиях, установленных органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
Порядок оказания медицинской помощи несовершеннолетним, в том числе в период обучения и воспитания в образовательных организациях согласно приложению утвержден приказом Минздрава России № 822н от 05.11.2013.
В рамках надзорных мероприятий установлено, что на начало проведения экзамена у присутствующего медицинского работника отсутствовали средства и предметы оказания медицинской помощи, которые были ей доставлены в ходе проверки.
Нарушение устранено в ходе проверки.
- Прокуратурой района проведен мониторинг сайтов образовательных учреждений на предмет размещения информации, установленной Требованиями к структуре официального сайта образовательной организации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и формату представления информации, утвержденным приказом Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки от 14.08.2020 № 831.
В ходе проверки установлено, что все образовательные организации имеют на своих официальных сайтах подраздел «Организация питания в образовательной организации», вместе с тем, 10 образовательных организаций не полностью разместили предусмотренную информацию. В связи с чем, 02.09.2022 прокуратурой района в адрес директоров (заведующих) данных образовательных организаций внесены представления об устранении нарушений закона. Представления рассмотрены, нарушения устранены.
- В сфере соблюдения жилищных и имущественных прав несовершеннолетних, в т.ч. детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, прокуратурой района выявлены нарушения закона в 2022 году.
Прокуратурой района проведена проверка исполнения требований федерального законодательства органами опеки и попечительства, исполнения законов, регламентирующих условия содержания, воспитания и обучения детей, защиту личных и имущественных прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в ходе которой выявлены следующие нарушения закона.
При проведении проверки исполнения законодательства органами опеки и попечительства оценена деятельность данных органов по выполнению в пределах компетенции действий, направленных на постановку детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на учет в качестве нуждающихся в предоставлении жилого помещения специализированного жилищного фонда, в ходе которой установлено следующее.
На территории Вологодской области список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда ведет Департамент строительства Вологодской области.
Согласно ч. 3 ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» заявление о включении в указанный список подается законными представителями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, достигших возраста 14 лет, в течение трех месяцев со дня достижения ими указанного возраста или с момента возникновения оснований предоставления жилых помещений, предусмотренных законом. Органы опеки и попечительства осуществляют контроль за своевременной подачей законными представителями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, заявлений о включении этих детей в список и в случае неподачи таких заявлений принимают меры по включению этих детей в список.
Однако, имеются факты неисполнения органами опеки и попечительства указанных обязанностей, что влечет нарушение прав детей рассматриваемой социально незащищенной категории.
В рамках надзорных мероприятий прокуратурой района вскрыты факты принятия органом опеки и попечительства Вытегорского района отчетов опекунов без их надлежащей проверки.
В связи с выявленными нарушениями в деятельности органов опеки и попечительства прокуратурой район в адрес руководителя Администрации Вытегорского муниципального района 20.05.2022 внесено представление, которое находится на рассмотрении.
Кроме того, прокуратурой района в 2022 году в Вологодский городской суд направлено 5 исковых заявлений в интересах лиц, относящихся к категории детей — сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и нуждающегося в обеспечении жилым помещением, о предоставлении жилого помещения, которое рассмотрены и удовлетворены. Исполнение данных решений находится на контроле в прокуратуре района.